МОБУ ООШ №12 с. Червянка
с. Червянка, Чунский район, Иркутская область
  • Наставничество

    План мероприятий (Дорожная карта) внедрения целевой модели наставничества

    Распоряжение №982-мр "Об утверждении региональной целевой модели наставничества"

    Приложение к Распоряжению №982-мр "Целевая региональная модель наставничества"

    Целевая модель наставничества в общеобразовательных организациях Чунского районного муниципального образования

    НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ

    Приказ о внедрении целевой модели наставничества

    Приложение к приказу

    Положение о наставничестве

    Программа наставничества

    Ментальная карта наставничества ХК ИРО

    Чек-лист ОРГАНИЗАЦИИ НАСТАВНИЧЕСТВА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ, ХК ИРО

    ПОРТФОЛИО НАСТАВНИКА

    Портфолио

    ЧТО ТАКОЕ НАСТАВНИЧЕСТВО?

    Каждый ученик в первые дни школы получает гигантские объемы информации, поэтому шанс потеряться в ней, совершить простейшую и глупую ошибку, весьма велик. Это может привести к тому, что ребенок потеряет интерес к обучению и возможность с удовольствием принимать участия в кружках внеурочной деятельности.

    Далеко не всегда дети внимательны на уроке, когда учитель объясняет, что и как надо сделать. Самостоятельно разобраться в непонятном материале такой школьник вряд ли захочет и сможет. И тут на помощь приходят старшие наставники, помогают «младшеньким» в процессе выполнения различных заданий.

    В последнее время наметилась тенденция к возрождению института наставничества. В условиях «информационного» поколения роль «старшего товарища» выполняется «наставником».

    Термин «наставничество» введен здесь для обозначения сложного комплекса взаимоотношений, целенаправленно формируемых для решения различных проблем: от социализации до овладения детьми личностными/коммуникативными/регулятивными учебными действиями. В основе этого метода лежит принцип конструирования взаимоотношений участниками, один из которых старше другого. Наставничество — не дань моде и не инновация, а достаточно традиционный метод обучения. Его еще с древних времен использовали ремесленники: молодые подмастерья, работая рядом с мастером, изучали профессию. Этот метод широко распространен и сегодня, примеров его применения особенно много. В Советском Союзе наставничество носило форму общественной заботы о молодых людях и играло роль «социального лифта», когда неопытный специалист попадал под пристальное внимание профессионала и мог на примере освоить практические навыки.  Сейчас мы возрождаем эти традиции.

    Цель нашей работы: способствовать формированию сущностных характеристик наставничества, применительных для большинства контекстов его практической реализации через раскрытие структуры наставнической деятельности старший ребенок-младший ребенок.

    Выбранный метод ориентирован на выполнение следующих значимых для школы задач:

    - Показ генезиса развития, сущности, содержания и структуры организации института наставничества.

    - Определение организационных условий развития института наставничества в современной образовательной среде.

    - Выявление эффективности функционирования системы наставничества.

    - Улучшение качества подготовки старших детей по выбранным направлениям внеурочной и урочной деятельности.

    - Быстрое освоение культуры общения, формирование позитивного отношения к учебе (ребята постарше весьма внимательно относятся к товарищам помладше и, естественно, стараются создать для них ситуацию успеха). Благодаря личностному подходу при наставничестве происходит быстрое распространение в коллективе правильных личностных ценностей.

    - Внедрение программы, где учащиеся-наставники демонстрируют своим подопечным одобряемые стандарты поведения.

    - Формирование сплоченного грамотного коллектива. Работа старшего ученика-наставника с учеником младших классов позволяет ребенку ощущать себя в безопасности, заочно сверять свои мысли и действия с мнением коллектива. А через наставника ребенок начинает строить доверительные отношения со сверстниками и взрослыми. Сами старшеклассники перестают ощущать себя «объектами воспитания», начинают отождествлять себя со взрослыми, что резко изменяет их позицию по отношению к собственному развитию. Стараются работать лучше, т.к. на них смотрят новички, берут с них пример, а это, в свою очередь, стимулирует повышение результативности работы.

    В процесс формальной и неформальной передачи знаний, практического опыта, оказания помощи и поддержки наставляемому ребенку огромную роль играет личность наставника – далеко не каждый ученик может стать наставником. Наставник должен обладать рядом характеристик – в первую очередь, это желание и возможность делиться своими знаниями, ответственность, отзывчивость, целеустремленность, чувство такта, самоорганизованность и т.д. Таких людей не так много даже в крупных компаниях, соответственно, для того чтобы система наставничества постоянно и эффективно работала и развивалась, стремилась к достижению целей учреждения, и все накопленные в школе знания трансформировались и передавались, способствуя становлению самообучающейся организации, необходимо выстроить эффективную систему (программу) наставничества в образовательном учреждении.

    Примерный профессионально-психологический портрет наставника:

    - способен взять на себя лидерство;

    - является частью команды;

    - проявляет терпение и готовность работать с другими людьми;

    - инициативен;

    - готов принять на себя ответственность наставника;

    - готов помочь ученику в установке целей работы;

    - понимает, что в процессе обучения могут быть необходимы изменения, то есть не рассматривает первоначальный план как догму;

    - обладает чувством такта и дипломатичен при работе с другими людьми, которые могут быть из других возрастных и культурных групп;

    - проявляет личную заинтересованность в ученике и помогает ему успешно пройти программу;

    - помогает ученику обрести уверенность в себе;

    - терпелив;

    - организует ясное, открытое двустороннее общение;

    - понимает разницу в стилях обучения, личных качествах учеников;

    - оказывает поддержку или конструктивную критику при необходимости и помогает совершенствоваться в течение программы;

    - помогает развивать креативное мышление и навыки решения проблем;

    - понимает всю важность и ответственность роли, которую он играет, и получает удовлетворение от этой работы;

    - дает ученику информацию о работодателе, которая поможет ему адаптироваться в данной компании и в этой отрасли вообще;

    - учит собственным примером;

    - помогает ученику приобрести такие жизненные навыки, как планирование времени, принятие на себя новых обязанностей, умение справляться со стрессом, умение конструктивно критиковать и принимать критику.

    - наставник - это не надсмотрщик. Доверие и уверенность являются основой успешных отношений между наставником и подопечным, роль же надзирателя/инспектора будет противоречить воспитательной роли наставника.

    Примером эффективной программы наставничества в управления талантами являются два созданных на базе школы коллектива.

    Одной из приоритетных задач является становление самообучающейся организации, поэтому тема наставничества особенно важна. Программа «Наставничество» – это комплексная программа, направленная развитие нравственных качеств учащихся.

    Первым таким коллективом представляем отряд юных инспекторов движения «Арпиэль», который работает по двум направлениям:

    Первое – профессиональная ориентация учащихся; пропаганда безопасного поведения на дорогах и улицах среди детей младшего и среднего возраста;

    второе – укрепление взаимоотношений между учениками четырех возрастных категорий; становление общего коллектива.

    На момент 2021 года в нем насчитывается 52 участника: первый и второй прокадетские классы, пятый, шестой и девятый классы. Над первоклашками шефство взяли пятиклассники, а шестиклассники и девятиклассники ведут занятия и с пятыми, и со вторыми классами.

    Второй коллектив, который реализует цели и задачи представляемого направления, носит название «Дети Гелиоса». Это группа, которая занимается творческой деятельностью. Коллектив разновозрастной, сейчас шефство над младшими взяла ученица шестого класса, которая профессионально занимается пением.

    Задачей старшего ученика-наставника является не только находиться рядом с младшим и поддерживать его, но и собственным примером демонстрировать правильный подход к деятельности. Образ первого учителя остается в памяти детей на всю жизнь, именно поэтому ребята-наставники изъявили желание пойти в классы, где преподают их первые учителя. Здесь они быстро нашли общий язык с педагогом и организовали совместную работу. В проведении многих внеклассных мероприятий   наставники – незаменимые помощники.  В первые дни старшеклассник уделяет больше времени теоретической подготовке (освоение необходимых знаний, умений и навыков по определенным темам), доводит до его сведения всю необходимую информацию, полезную при решении задач обучения и воспитания. Затем наставник всё больше и больше внедряет своего подопечного непосредственно в практическую деятельность. Здесь могут быть использованы различные ролевые игры, помогающие отработать различные ситуации, после которых следует их разбор и обсуждение плюсов и минусов. Старших наставников можно видеть в классе у подопечных и до начала урока, и на переменах, и после уроков тоже.

    Интеллектуальным продуктом нашей деятельности является «Портфолио наставника». Наставники в течение рабочего года самостоятельно заполняют его, уделяя большое внимание в их работе тому, что получилось, а что нет, указывают, в каких конкурсах участвовали сами, в каких – их подопечные. Как только бумажный вариант готов, данные переносятся на электронный «Журнал эффективности наставника». Благодаря встроенным графикам, можно отследить, насколько действенной является работа старшего ученика по отношению к младшему, какие показатели можно улучшить, а какие продолжить держать на должном уровне.

    Наставничество доказало свою эффективность на протяжении длительного срока своего существования в качестве метода обучения и воспитания детей. Привлекательность данного метода заключается в том, что он выгоден всем сторонам, участвующим в процессе: классным руководителям, ученику-наставнику, ученику-подопечному и самой школе. Поэтому наставничество не утрачивает своей актуальности и в наши дни.

    По праву можно считать, что реализуемый проект дает дополнительные ресурсы для воспитания детей в духе ответственности, толерантности, взаимовыручки, способствует выработке у школьников активной жизненной позиции. Дети понимают, что быть наставником ответственно, надо многое уметь самому, чтобы научить другого. Наставничество подстегивает детей совершенствоваться, получать новые знания и навыки. Ученики в ходе наставничества учатся разрешать конфликтные ситуации, договариваться, у них вырабатываются навыки дипломатии.

    Можно сказать, что за время реализации проекта наставники стали настоящими помощниками педагогов. В результате проявленной ими инициативы проведено не одно классное и общешкольное мероприятие. Если некоторые наставники изначально были активистами школы, то многих именно этот проект подтолкнул их расширить поле своей деятельности. Организаторские способности наставников совершенствуются изо дня в день. Как отмечают педагоги школы, благодаря реализации проекта, в школе царит общая дружеская атмосфера. 

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie